Академические свободы


[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии



Академические свободы — принципы, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций необходима для выполнения ими своей миссии.


      Поскольку учебные заведения способны контролировать потоки информации, они нередко подвергаются нажиму извне, например, со стороны государства. Когда учёные пытаются распространять идеи или информацию о фактах, неудобных для властей или неких политических группировок, они могут подвергаться публичному поношению, увольнениям, тюремному заключению или даже смертной казни. Например, когда в Северной Африке профессор медицины[имя?] обнаружил, что статистика детской смертности на самом деле выше, чем заявляет правительство, он потерял работу и попал в тюрьму[1].


Международное объединение «Академия за академические свободы» [2] сформулировало два основных принципа таких свобод:

  1. Как внутри, так и за пределами учебного заведения или научно-исследовательской организации допускается полная свобода ставить любые вопросы и стремиться кистине, в том числе по поводу противоречивых и непопулярных взглядов, независимо от того, задевает или нет кого-либо та или иная точка зрения.

  2. Учебные заведения и научно-исследовательские организации не имеют права ограничивать академические свободы для своих штатных сотрудников, а также использовать их публичные заявления в качестве повода для дисциплинарных мер или увольнения.


Ограничения

Разумеется, академические свободы имеют свои пределы.

    В США в соответствии с «Заявлением о принципах академических свобод и академической карьеры» 1940 года[3], профессура ограничена в возможности распространять информацию, не имеющую отношения к её профессиональной деятельности.

    В своих публичных выступлениях допускается выражать личное мнение без оглядки на позицию руководства, но следует при этом оговаривать, что выступающий делает заявление от собственного имени, а не от имени своего учреждения. 

       Академическая карьера также должна зависеть исключительно от профессиональной состоятельности, и увольнение может быть связано либо с некомпетентностью, либо с неблаговидным поведением, вызывающим протест со стороны всего профессорско-преподавательского состава.


Академические свободы для профессуры

Концепция академических свобод (Lehrfreiheit в Германии) — неотъемлемая часть академической культуры в ГерманииФранцииВеликобритании и США. Во всех этих странах профессорско-преподавательский состав может проводить научные исследования и публиковать их результаты без каких-либо ограничений, но в отношении преподавания имеются некоторые национальные особенности.


В Германии

По немецкой академической традиции профессура может пропагандировать среди студентов свою личную точку зрения и философские взгляды[4]. Тем не менее, за пределами учебного заведения распространение своих взглядов нежелательно или даже запрещено. В преподавательской деятельности профессор ничем не ограничен и не связан никакой официально утвержденной программой или расписанием.


Академические свободы для университетов и колледжей

Характерной особенностью английского университета является его свобода в приеме на работу профессорско-преподавательского состава, установлении стандартов обучения и правил приема студентов.

    Этот набор принципов называют институциональной автономией, и он отличается от тех свобод, которые учебное заведение дает студентам и преподавателям[12]


    В США смысл термина академическая свобода университета определен Верховным судом и означает, что университет «сам определяет, кто имеет право на преподавание и на обучение, как следует преподавать и как организовать приём студентов»[13] [14] [15].

    В 2008 г. федеральный суд штата Виргиния постановил, что профессура не должна иметь особых академических свобод, и все академические свободы принадлежат только учебному заведению как учреждению[15].


     Судья, ссылаясь на ранее принятые судебные решения[14][16][17][18][19][20], утверждал, что «нет такого конституционного права на академическую свободу, которое могло бы запретить руководству (университета) изменить оценку, данную (профессором) одному из своих студентов»[15].

 

     Однако суд заявил, что следует различать случаи, когда администрация принуждает преподавателя изменить оценку (что явно нарушает закон) и когда она учреждает апелляционную комиссию, которая может изменить оценку по итогам апелляции со стороны студента[15] [21].


      Это решение американской академической общественностью считается важным прецедентом[22].

Запрос «Вуз» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

 

 

Московский государственный университет

Вы́сшее уче́бное заведе́ние (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами[1]) —учебное заведение, дающее высшее профессиональное образование и осуществляющее научную деятельность.


Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.


   Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений.

    Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность.

     Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации). 

       Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное)вечернее (очно-заочное)заочное обучение.

      Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное.


Организация

Университет в Сиднее, старейший вАвстралии)

Хотя каждый университет организован по-своему, большинство университетов имеет попечительский совет, президента, ректора или канцлера, по меньшей мере, одного вице-президента, вице-канцлера или проректора, а также деканов различных подразделений.

    Обычно университет состоит из нескольких факультетов или департаментов.


   Система государственных университетов обычно управляется министерством высшего образования, которое решает финансовые вопросы, утверждает изменения в программах обучения и планирует дальнейшее развитие национальной системы высшего образования.


    Тем не менее, многие государственные университеты мира имеют значительную автономию в сфере финансов, научных исследованиях и в педагогических вопросах.

 

     Частные университеты финансируются частными лицами и, в основном, независимы от государства.


    Несмотря на политические, экономические и культурные особенности разных стран и регионов внутри одной и той же страны, университеты обычно лидируют в области научных исследований и по уровню образования, по меньшей мере, в своём регионе.

 

    Большинство университетов организуют не только преподавание различных дисциплин от естественных наукархитектуры и медицины до праваобщественных или спортивных наук, но и быт своих студентов, в том числе питание, книготорговлю, банковское обслуживание, возможности подработать в свободное от учёбы время и даже бары и дискотеки.

 

     Кроме того, в университетах имеются библиотеки, спортивные центры, студенческие объединения, компьютерные классы и лаборатории. Во многих классических университетах имеются также собственные ботанические сады, астрономические обсерватории, бизнес-инкубаторы и университетские клиники.

 

   Многие аграрные университеты функционируют как учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят учебно-опытные хозяйства, опытные фермы, станции по производству и переработке растениеводческой продукции и т. д.


Религиозный/политический контроль университетов

    Некоторые университеты контролируются политическими или религиозными лидерами, которые запрещают преподавание одних концепций или дисциплин, либо навязывают преподавание других.

 

   Иногда существуют национальные или расовые ограничения для абитуриентов и профессорско-преподавательского состава, а также проводимых в университете исследований.


     В СССР и других странах Восточной Европы во второй половине XX века медицинские, технические, экономические факультеты и факультеты искусств часто были отделены от университетов; преподавание по указанным дисциплинам было сосредоточено в особых институтах.

 

    Преподавание советской идеологии было обязательным и разделялось на три основных дисциплины: научный коммунизммарксистско-ленинская философия и политическая экономия советского образца, преподавание которых кроме собственно курсов перечисленных дисциплин было также включено во многие другие курсы, например, по истории или энергетике.

 

      Университеты поддерживали на высоком уровне изучение естественных наук, но общественные науки преподавали только с точки зрения марксизма-ленинизма.

   

     Ещё в 1922 г. правительство В. И. Ленина выслало из страны 160 видных учёных на так называемом философском пароходе.

 

     Позже часть профессуры и студентов были казнены или посланы в лагеря ГУЛага

 

     Генетика в России середины XX века (с конца 1930-х до середины 1960-х годов) деградировала до лысенковщины.

 

     Только после смертиИ. В. Сталина университеты получили некоторые академические свободы.

 

     Университет советского образца считается одним из примеров политически контролируемого учебного заведения.